major_p (major_p) wrote,
major_p
major_p

Categories:

Болгарин, научивший американцев летать

51 год назад, 16 октября 1967 года в США умер человек, личность которого показалась мне довольно интересной для отдельного поста.
Если заголовок покажется вам немного хвастливым и нескромным, пожалуйста, оставьте его на совести автора статьи, которую я перевел с болгарского ;)

Асен Йорданов – болгарин, который научил американцев летать

Никто не родится ученым. Даже Нил Армстронг – человек, произнесший на Луне знаменитую фразу «Один маленький шаг для человека – громадный прыжок для человечества». Едва ли вы задавались вопросом, кто учил этого великого астронавта. Мы вас удивим. Нила Армстронга учил летать болгарин. Нет, мы не шутим и не преувеличиваем.
В 1936 году в Америке вышла в свет знаменательная для того времени книга – „Your Wings” („Ваши крылья”). Первая энциклопедия по полетам. И ее автор ни кто иной, как болгарин Асен Йорданов, чье имя сегодня мало известно вне авиационного сообщества. Год спустя после выхода в Америке, книга была издана стотысячным тиражом в Советском Союзе, а позже были еще две допечатки общим числом 200 тысяч экземпляров.

«Ваши крылья» превратились в учебник, который сделал пилотирование самолетов профессией. Прежде на это занятие смотрели как на сумасбродное увлечение.
Не только Армстронг сделал свои первые шаги в небо по этому учебнику. Его партнер по миссии «Апполо 11» Эдвин Олдрин также вдохновлялся «Вашими крыльями».
Но кто такой Асен Йорданов?

Пожалуйста, не задавайте этот вопрос пилоту! Рискуете вызвать волну возмущения и при том справедливого.

Асен Христов Йорданов родился 2 сентября 1896 года в городе Враца в семье инженера-химика. Через несколько лет его семья из-за работы отца переехала в Свиштов. Тут начались первые эксперименты Асена в области техники. По словам его сестры Милки Марковой, написавшей позже книгу воспоминаний «Асен Йорданов и авиация», он испытывал неистовое желание изучить и понять механизм каждой машины и игрушки и ежедневно проводил время за какими-то экспериментами. И все же любимым его занятием была постройка и запуск воздушных змеев, называвшихся по-турецки – „джоркуа”. Изготовление разнообразных змеев заполняло время любознательного подростка.

8afbb87f23a8f5fa2fd6ead1edef3b34_600x460

Через пять лет семейство Йордановых снова вернулось во Врацу. Тогда Асен оборудовал собственную комнату для проявки фотопленки и другую для своих технических проектов и экспериментов. В этот период Асен сопровождает своего отца на Всемирную ярмарку в Турин, Италия. После этого отец оставляет его в пансионе в Женеве, чтобы мальчик хорошо выучил французский язык. Многими годами позже, уже в Америке, он признается «Я почувствовал, что в этой школе я ограничен, меня не интересовали ни теннис, ни футбол». Он бросил учебу, купил себе мотоцикл и вернулся в Болгарию.

Уже на родине Асену удалось построить по своему проекту безмоторный планер, с которым он поднялся на высоту 12 метров и успешно приземлился. Это дало ему возможность 5 февраля 1912 года совершить пробный полет уже перед официальной комиссией. Во время второй попытки Асен парил в небе целых 12 минут на высоте 10-12 метров. Как и ожидалось, все впечатлились и воодушевились.

Вскоре юноша был принят слушателем в авиационную школу «Блерио» в Париже, где встречался лично с Луи Блерио – первым пилотом в истории, перелетевшим Ла-Манш в 1909 году. Как слушателю ему не полагался диплом, но знания, которые он получил, оказались для него в дальнейшем очень ценными.
Несколько странно на фоне современного увлечения дипломами и сертификатами и равнодушия к практической подготовке, не правда ли?
Вернувшись домой, он записался добровольцем в только что сформированное военно-авиационное отделение, поскольку предстояла война с Турцией. Ему едва исполнилось 16 лет.

Во время войны Асен участвовал во взятии Одрина. После победы при Одрине он сделал первый шаг к тому, чтобы его имя было вписано в историю, хотя тогда он все еще не знал, какое будущее ему предопределено. При обыске турецких позиций болгары нашли два аэроплана, которые турками не были использованы по назначению. Юноша снял с них самое ценное – двигатели, а остальное уничтожил. Один из этих двигателей Йорданов с разрешения начальника аэродрома «Божуриште» использовал позже при строительстве первого болгарского самолёта. Кроме двигателей болгары захватили и личный автомобиль Эвера-паши, который считался ценным трофеем.

О тех одиннадцати месяцах военных действий Асен Йорданов вспоминал с ностальгией и улыбкой: «В самом начале наша работа была совсем любительской, и мы допускали много ошибок. Например, наливали иногда масло в бак, забывали натянуть тросы, поддерживающие крылья самолета достаточно туго, и другое…»
Но в этом случае важнее, что болгары доказали значение самолёта как мощного оружия во время войны. Кроме того, эти юноши оказались первыми в мире, кто создал военно-авиационное подразделение с наступательными целями. Неплохо для группы молодых людей, как думаете?

Из французского генерального штаба для изучения авиационного опыта на Балканы был направлен майор Барес, которого сильно впечатлили действия болгарских летчиков.
Этого могло быть достаточно для любого другого, но не для Асена Йорданова. Его неукротимый дух требовал еще задач и достижений.

Сам он говорил, что 1915 год был судьбоносным и достаточно противоречивым для него. С одной стороны, в этот год он получил три плохих оценки в школе: по пению, рисованию и французскому языку, хотя и был по этому языку первым в классе. Он должен был остаться на второй год, но это почти не беспокоило его – его больше занимали чертежи аэроплана, который он хотел создать. Его отец согласился финансировать начинание, чтобы спасти сына от него самого, потому что из-за нехватки некоторых материалов Асен искал им более дешевую замену, что создавало для него опасность.

Йорданов признавал, что когда самолет все же приобрел завершенный вид, даже он сам удивился достигнутому и не был уверен даже, что это «нечто» сможет взлететь.
И вот момент, в который на свет появился первый болгарский самолет! Это был «Альбатрос» с размахом крыльев 14 метров и длиной 8,5. Он тратил по 30 литров масла и 120 литров топлива в час. Самолет имел одну важную особенность: он мог занимать горизонтальное положение при попадании в «воздушные ямы» и это делало его более устойчивым, чем все, сконструированные раньше.

Первый, кто рискнул полететь на болгарском чуде, был авиатор Гаврил Стоянов с аэродрома в Божуриште. На следующий день – 10 августа 1915 года уже перед публикой самолёт демонтировал лично капитан Радул Милков – начальник аэродрома. Он был лично заинтересован в успехе проекта, потому что по его распоряжению для самолёта был предоставлен двигатель, исключительно ценный в то время.

Йорданов-1

После показательного полета результаты превысили все ожидания. Асену Йорданову, гимназисту седьмого класса, дали стипендию, чтобы по окончании гимназии он продолжил обучение за границей по специальности инженер-авиатор, а самолет выставили для всеобщего обозрения. Был объявлен сбор средств на оплату расходов по его постройке. После успешной демонстрации Военное министерство вынесло решение:«Аппарат надежен. Ошибок не допущено. Признать изобретением, а Асена Йорданова – изобретателем. Дату 10 августа 1915 г. считать началом болгарского самолетостроения».

Asen_Jordanov-3

Вот так энергичный молодой человек навсегда остался в болгарской и мировой истории. Однако печально, что и в этой истории подтвердилось правило «Нет пророка в своем Отечестве». Местное общество так и не отдало должное изобретению. Как обычно, болгары, подходя с пренебрежением и скептицизмом к родному изобретению, были намного больше впечатлены появившимися через несколько лет немецкими «Цепеллинами».

150437563225361

Не только изобретение первого болгарского самолёта было забыто болгарами. Труд жизни Асена Йорданова – его книга «Your wings», которую весь мир признал практически сразу после выхода, и которая стала библией для нескольких поколений летчиков, оставалась не переведенной на его родной язык целых 80 лет.
Инициатива по переводу и изданию тоже частная. Ее выдвинул председатель Болгарского аэрокосмического агентства профессор генерал-майор Борис Бонев, решивший, что в конце концов родина Асена Йорданова должна признать его вклад и достижения.

0ea760dfa8da32111175f3c77ef13d15_L

Асен Йорданов умер 19 октября 1967 года в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк, был кремирован и его прах был развеян с самолета над США – его второй родиной.
Что же до самолета, изобретённого им, он не сохранился до наших дней, но есть идея восстановить его по уцелевшим снимкам.

Источник

Немного дополнительной информации, не вошедшей в эту статью. Почерпнуто в Вики.

Асен Йорданов в 1920-х годах приехал в США для участия в кругосветном перелёте на приз в один миллион долларов, организованном Aero Club of America (Американский авиаклуб). Впоследствии конкурс был отменен, поскольку болгарские летчики были единственными кандидатами. Асен Йорданов решил остаться в Америке для продолжения инженерно-авиационного образования.

Молодой болгарин изучал аэродинамику, химию, физику и радиоэлектронику, работал конструктором и летчиком-испытателем. Благодаря своему бесспорному таланту скоро завоевал хорошее имя среди бизнес-кругов, а в 1941 году уже возглавил собственную компанию, названную “Jordanoff Aviation Corporation”, офисы которой находились на самом “Медиссон авеню” в Нью-Йорке.

Популярность Асена Йорданова возросла, когда он открыл собственную авиационную школу. Девять специализированных книг, написанных Асеном Йордановым, были признаны основным руководством для молодых летчиков. Его научные труды, написанные на английском, переведены на французский, испанский, итальянский, даже китайский языки.
Американский производитель авиационной, космической и военной техники “Боинг”, пристально следивший за развитием талантливого болгарина, выбрал его компанию для участия в разработках самолета В-29 – по всеобщему признанию, самого успешного бомбардировщика во времена Второй мировой войны. С тех пор до конца своих дней Асен Йорданов связал свою жизнь с компанией “Боинг”. Он принимал участие в создании многих удачных моделей американских самолетов. Это специально отметил в своем заявлении генерал Рональд Фоглеман – начальник штаба Военно-воздушных сил США: “Один из них Р-40 принимал участие практически во всех воздушных боевых действиях. Это также Р-38 – отличная двухмоторная машина с большой степенью мобильности и широким охватом, которая играла доминирующую роль в воздушных действиях над Тихим океаном. Третий из самолетов, разработанных Йордановым, это бомбардировщик В-17, который утвердился как незаменимая боевая единица наших стратегических сил, принимая участие во всех американских военных действиях на территории Европы”.

После войны Асен Йорданов обратился к другим областям техники. В 50-е годы он активно работал над безопасностью автомобилей, став одним из создателей подушки безопасности. Его имя занесено в книгу почетных граждан Нью-Йорка, а портрет находится в Зале славы нью-йоркского аэропорта “Ла Гуардия”. В национальном музее американского искусства выставлены личные вещи и документы изобретателя.

5827
Болгарские авиаторы Асен Йорданов и Александър Стоянов перед посольством Болгарии в США, куда они прибыли (с финансовой помощью правительства) чтобы участвовать международном кругосветном перелёте. 31 августа 1921 г.

php4rlmoa_800x_


Tags: Болгария, авиа, авиация, история, техника
Subscribe

Posts from This Journal “Болгария” Tag

  • Первый полет над Болгарией

    15 ноября 1910 года над Болгарией впервые официально совершил полет аппарат тяжелее воздуха. Это произошло в пригороде Софии, а управлял аэропланом…

  • Кина Гърбова – девушка с купюры

    Знаете ли вы, что было изображено на обратной стороне купюры достоинством 2 лева, выпущенной в 1962 году? Молодая девушка, держащая в руках тяжелые…

  • Данаил Николаев: «Человеку в феске не рапортую!»

    Сегодня, 29 октября, отмечается день бессарабских болгар – потомков переселенцев из входившей в Османскую империю Болгарии в отошедшую к Российской…

  • (no subject)

    После публикации о селе Казашко мне прислали ссылки на два фильма. Первый - на русском языке - об этом самом селе: Второй - на болгарском…

  • Кметица-атаман управляет староверческим селом Казашко

    В камышах на берегу Варненского озера притаились несколько рыбацких лодок. А над ними возвышается синий восьмиконечный крест, напоминающий о том, что…

  • Художник и война

    Давно не переводил ничего для "Братушки". Наконец сподобился. История известного болгарского художника Димитра Гюдженова.…

  • Парк танцующих медведей

    9 лет назад, 19 августа 2012 года мы впервые посетили Парк танцующих медведей в Болгарии http://bratushka.ru/park-tancujushhih-medvedej/

  • (no subject)

    Всем, кто интересуется историей Болгарии и российско-болгарских отношений рекомендую. Первая, вторая и третья части - в основном про войну 1877-1878…

  • Противоборство Телерига и Константина V

    Тем временем в Плиске Телериг очевидно обдумывая неудачу своей военной акции против Византии и подозревая, что басилевс имеет «тайных друзей» в его…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments