major_p (major_p) wrote,
major_p
major_p

Category:

Теснолинейка - железный путь сквозь Родопы

Буду пожалуй изредка (чтобы не надоесть) дублировать здесь свои переводы с болгарского, которые в основном размещаю на Дзен-канале "Братушка" (но, как я понимаю, далеко не все готовы его читать).

Вот, например, совсем свеженький. Возможно, вы помните мой рассказ о путешествии в Пловдив через Родопы по узкоколейной железной дороге? Очень оно нас тогда впечатлило. А сегодня нашел рассказ об истории этой "теснолинейки-железицы". Перевел. Читайте.

На расстоянии 76 см один от другого, или, иными словами, чуть меньше, чем на три пяди, расположены рельсы трансродопской железной дороги. Они настолько близко, что эта особенность отразилась в названии дороги – узкоколейка (по-болгарски - теснолинейка).

Идея высокогорной узкоколейной железной дороги возникла в 1916 году, во время Первой мировой войны, а шестой, последний этап строительства был завершен лишь в конце 1945 года, непосредственно после окончания Второй мировой. В непростой период между двумя мировыми войнами, отмеченный национальной катастрофой, государственными переворотами, экономическими трудностями, политическими убийствами и расколом общества, Болгария все же нашла силы реализовать этот транспортный проект.


Локомотив 506-76, построен SCHWARTZKOPFF- Berlin в 1931 г.

Первый участок дороги длиной 20 километров соединил Сарамбей (сейчас - Септември) – часть Хиршовой железной дороги и Ладжене (Лъджене – сегодня это квартал Велинграда). Первый поезд прошел по этому отрезку 1 августа 1926 года. Предстояла самая трудная часть работы. В 1939 году пресса откликнулась на восторженную речь Его Величества на открытии участка Чепино – Якоруда – Белица заголовками: «С царем Борисом…от Марицы через Родопы к Пирину и Месте».



«Сегодня освящена линия, которая, проходя через Родопы и связывая долину Марицы с долиной Месты, минует одни из красивейших мест нашей Родины и представляет…одно из величайших достижений нашей молодой техники и болгарского труда».

Царь даже управлял паровозом во время церемонии, демонстрируя свою любовь к железным дорогам. Важная общественная роль проекта тогда была так же очевидна, как и сейчас.

«Железнодорожная линия Чепино – Якоруда – Белица даст удобную связь трудолюбивому населению этого края с главными центрами страны. Она увеличит его мобильность, поможет разумно и рационально использовать лесные богатства трех наших гор, трех сестер: величественной Рилы, легендарного Пирина и прекрасных Родоп».

В словах царя слышалась обоснованная гордость. От Септември до Белицы стоимость проекта составила около 200 миллионов левов. На пути было построено 35 тоннелей, некоторые из них явились частью сложных специальных сооружений, с помощью которых поезда смогут преодолевать крутые холмы и крутые повороты. Названные «шестерками» и «восьмерками», они представляют пересечение линий на нескольких уровнях, напоминая начертание соответствующей цифры.


Станция Сарамбей (Септември), 1934 г.

Благодаря нестандартным инженерным решениям, местоположение станции Аврамово достигло высоты 1237 метров над уровнем моря, что сделало эту станцию самой высокой на всем Балканском полуострове. Кроме природной границы между Рилой и Родопами, через Аврамову седловину до Балканской войны проходила и государственная граница. Около Аврамово находится наиболее крутой участок трассы и самый длинный тоннель на всей линии.

На фоне таинственных Родопских гор и величественных вершин Пирина маленький 4-вагонный поезд на узких рельсах кажется творением гномов из старинной сказки. На самом деле, узкоколейка имеет чисто практические функции, и, хотя для большинства пассажиров путешествие в ней сегодня – туристический аттракцион, ее главное предназначение – связывать городки и села региона друг с другом. На многих участках 124-километрового пути узкоколейка – единственный вид общественного транспорта, которым может пользоваться местное население.


Первое здание станции Лъджене (Велинград), 20-е годы XX века.

Пейзаж настолько разнообразен, что почти пять часов пути можно неотрывно смотреть в окно и постоянно фотографировать. Не менее интересно обратить свой взгляд внутрь вагона. Местные постоянные пассажиры в большинстве своем мусульмане, путешествующие на короткое расстояние между селами или до ближайшего города. Их облик коренным образом отличается от того, что мы привыкли видеть в большом городе. Своим аутентичным внешним видом и пестрой помакской одеждой пассажиры превращают узкоколейку в своеобразный этнографический музей на колесах.

Предпоследний участок строительства – между Белицей и Банско был открыт 3 марта 1943 года. Банско и Добриниште не были включены в первоначальный проект, который предполагал спуск по долине реки Месты к Неврокопу от станции Генерал Ковачев, но затем был сделан обход, чтобы не лишать эти населенные пункты новой транспортной связи. Последний участок линии между Банско и Добриниште был завершен 9 декабря 1945.

Таким образом, сегодняшние студенты, которые отправляются в Банско на свой ежегодный праздник 8 декабря, все чаще выбирают этот расслабляющий, экологичный и нетрадиционный транспорт, включая в праздничную программу время в пути.

Если бы первоначальный план был реализован до конца, сегодня мы могли бы считать узкоколейку не только родопской, а еще 43 километра наслаждались бы красотами долины реки Месты. Существовала также ветка линии, связывающая город Пазарджик и село Варвара, но, к сожалению, 15 лет назад она была окончательно закрыта и демонтирована.

С закрытием узкоколейки Червен бряг – Оряхово в том же 2002 году, линия Септември – Добриниште остается единственной узкоколейной линией на территории Болгарии. Несколько лет назад раздавались голоса, предлагавшие закрыть и ее из-за нерентабельности, но здравый смысл победил.

Сегодня самобытная линия вызывает все больший интерес, поэтому можно сказать, что дружными усилиями болгарское общество спасло историческую ценность. В этом году был восстановлен и пущен в движение после 30-летнего «отдыха» эталонный пассажирский поезд «Родопи», а в заброшенном до недавнего времени здании станции Цепина теперь помещается музей, рассказывающий историю этой замечательной железной дороги намного лучше, чем любой текст.

Текст и исторические фото взяты ОТСЮДА, перевод на русский язык - мой.



Ну, что, стоит продолжать или не интересно?
Tags: Банско, Болгария, история, перевод с болгарского, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Болгария” Tag

  • Парк танцующих медведей

    9 лет назад, 19 августа 2012 года мы впервые посетили Парк танцующих медведей в Болгарии http://bratushka.ru/park-tancujushhih-medvedej/

  • (no subject)

    Всем, кто интересуется историей Болгарии и российско-болгарских отношений рекомендую. Первая, вторая и третья части - в основном про войну 1877-1878…

  • Противоборство Телерига и Константина V

    Тем временем в Плиске Телериг очевидно обдумывая неудачу своей военной акции против Византии и подозревая, что басилевс имеет «тайных друзей» в его…

  • Авиатор превратил красоту Болгарии в почтовые марки

    В Национальном политехническом музее в Софии хранится интересная филателистическая коллекция, относящаяся к разным историческим периодам. Среди…

  • Агнешки котлети на сач

    Прежде чем познакомить вас непосредственно с рецептом, я должен оговориться. Слово «котлети» в болгарском языке означает не «котлеты» в нашем…

  • Родопская теснолинейка

    95 лет назад, 1 августа 1926 года был открыт первый участок родопской теснолинейки (узкоколейки), соединивший Сарамбей (сейчас — Септември) и…

  • Централна гара София (Центральный железнодорожный вокзал)

    1 августа исполняется 133 года со дня официального открытия Центрального железнодорожного вокзала в Софии. В то время софийский вокзал был самым…

  • Анна Дамянова – Попстефанова

    Весной 1943 года болгарские власти в Македонии и Восточной Тракии получили приказ собрать всех евреев на железнодорожных станциях для депортации в…

  • Афера с «гнилыми вагонами»

    Ядовитые цветы взяточничества, комиссионерства, распределения государственных заказов среди «правильных» и «нужных» поставщиков с особой силой…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments